И безусловно, уникальная природная лаборатория. Современное образование без серьезной научной антологии невозможно в принципе, ни инженерное, ни материаловедческое, ни гуманитарное – никакое. Вот это принципиальное преимущество, которое у нас есть и которое тоже создано за последние пятьдесят лет. Это то, что может быть драйвером не только науки, но и в огромной степени международного образования в нашем регионе.
Здесь три коротких тезиса, которые касаются того, что можно было бы сделать в университете и что в некоторых университетах делается в мире, для того чтобы с одной стороны минимизировать какие-то социальные потрясения, а с другой стороны вносить альтернативные формы. Если университет является площадкой для тестирования бизнес-моделей, бизнес-идей компании, то компании он нужен.
Что такое тестирование бизнес-моделей? Да это означает, что tсли есть студенческая команда, которая просто попробовала, а это взлетает или не взлетает, и таких студенческих команд пятьдесят или триста, да не должны они последний курс ничему учиться, кроме тестирования бизнес-модели иркутских, мировых, российских компаний НТИ. Их всему давно должны были научить.
Для каждой отдельной компании очень дорого получать доступ к мировому рынку. Университет должен стать площадкой, на которой каждый год идет покупка тех технологий, которые на мировом рынке выпускаются и с которыми мы конкурируем, и тогда у вас десять компаний, которые вроде как конкуренты в Иркутске, будут приходить, разбирать эти технологии по винтикам, учить студентов, бороться за студентов, так, как это происходит в крупнейших центрах, и конкурировать не друг с другом, а с мировым рынком. Они еще здесь договорятся, кто что делает, и все поделят. Мы не в состоянии позволить себе конкуренцию внутри, мы слишком маленькие. И университет может быть не только площадкой для тестирования технических вещей, но и социотехнологий, методик обучения, ускоренного обучения, других форм обучения, международной площадкой, способом взаимодействия разных культур. Это тоже про университет, и про государственный, и про технический.
Последний слайд, я заканчиваю. Это просто те вещи, которые уже работают независимо ни от чего. Я думаю, что мы этот список раз в десять увеличим за время форсайта и будем активно запускать. В любом случае нужно переформатирование, нужно очень много коллективной согласованной активности, где разные акторы договариваются друг с другом.
В любом случае «Университет 3.0» – это аббревиатура, смысл её в том, что не нужен четвертый или пятый курс (по разному): нужно тестировать бизнес-модели компании. Простой пример. Если часть занятий формируется по принципу лекция в международной планке на высоком уровне с преподавателем, который в состоянии со студентами поговорить на эту тему лекции, ее прокомментировать, двадцати-тридцатиминутная лекция в тет-формате, подготовка заранее, дискуссия после – это кусочек университета 3.0.
Если студенты, начиная с первого – второго курса начинают работать с метанавыками, они начинают работать в командах, они начинают делать проекты, и они начинают понимать, как устроен взрослый мир. Они живут во взрослых системах управления проектами с самого начала. Они могут жить в каких-то искусственных системах, но только в том случае, если это обосновано, для чего-то нужно. По-хорошему первый курс – вперед во взрослые системы управления проектами. Да они взрослые люди, на них пахать можно.
И то, что касается STEM-образования, Science Technology Engineering Mathematics, это решение таких научных задач, для которых возникли технологические возможности инженерных решений, позволяющие работать с новой математикой.
Это можно делать со школы. Мы десять лет работаем со школьниками, которые у нас везде ездят и выступают (это не самоценность, но это важно), потому что они видят глобальную рамку, они видят, как с этим работать. Всё, о чем я говорил, формируется только при одном условии: люди садятся, разговаривают о том, что интересно. Дальше один говорит: «Я побежал туда». Второй: «Я побежал туда». Третий побежал туда. Договорились, в каких точках случается связка, и побежали.
Это не решается никаким другим образом в современном мире. Это не решается административно. Нужна административная поддержка, нужен доступ к ресурсам, нужно изменение политики внутри университета, нужно появление тех самых адресных грантов и т.д. Это все очень важно. Но без инициативы конкретных людей, являющихся лидерами проектов, ничего не будет. И образование как система – это единственная альтернатива противостояния финансовым центрам, которые в противном случае все перекупают.
Спасибо!