Концепция в данном контексте – ведущий замысел, ключевая суть той или иной идеи или замысла. Концепция определяет стратегию действий.
Объект стратегических разработок – регион в его различных проявлениях: культурных, хозяйственно-экономических, научно-технологических, территориальных, политических, этнических, и иных сторон, но с фокусом на хозяйственно-экономические аспекты. Будем ориентироваться на широкое понятие региона. Регион понимается не только как административная единица, но как понятие, включающее в себя территориальную, экономическую, логистическую, социально-этническую целостность. В данном случае на стадии предконцепции допустимо не фиксировать жестко пространственные границы данного понятия, для сохранения определенных возможностей для маневра и рассуждений. Объектом внимания является Байкальский регион и некоторые связанные с ним территории, при этом центром рассмотрения является Иркутская область.
При этом в фокус рассмотрения должны попадать не только системы, зафиксированные географически, но и такие образования, как целевые рынки (в т.ч. зарубежные), административные системы более высокого уровня и т.д.
Субъект регионального развития – совокупность стейкхолдеров, включающая лидеров предпринимательской сферы, региональных государственных деятелей, интеллектуальную и научную элиту, лидеров общественных организаций и общественного мнения, ориентированных на долгосрочное развитие региона и улучшение качества жизни, готовых инвестировать в эту задачу силы и средства, бороться за результат.
Центр компетенций – наличие критической массы специалистов (ученых, инженеров, предпринимателей, государственных служащих) по той или иной тематике/сфере деятельности (технология, пакет технологий, рынки, продукты), обеспечивающей необходимую концентрацию человеческого капитала для развития данной сферы и появления конкурентных преимуществ.
Вряд ли можно сказать о жесткой
методологии, которая бы определяла характер движения, но в целом, Клуб придерживается следующих подходов:
1. Работа должна носить коллективный характер и втягивать в себя представителей из различных сфер деятельности региона, как хозяйственно-отраслевого среза (строительный комплекс, туристический комплекс, энергетика и т.д.), так и позиционно-функционального (органы государственного и муниципального управления, представители науки и образования, общественных организаций и т.д.), а также, что немаловажно, экспертов и специалистов внешних по отношению к региону, обеспечивающих рассмотрение региона, как с федеральной уровня, так и мирового.
2. Регион и развитие региона необходимо рассматривать в первую очередь исходя из мировой рамки, т.к. процессы экономической глобализации сделали любой регион или страну элементом большого мира, находящимися в отношениях взаимозависимости с этим миром. Региональная стратегия должна учитывать региональные особенности и историю, вектора федеральной стратегической повестки, но в не меньшей степени учитывать процессы, разворачивающиеся в мире, а особенно в тех его частях, которые рассматриваются в качестве рынков, в случае задачи построения экспортоориентированной экономики, или в качестве стратегических партнеров, например, по формированию стратегических конкурентных преимуществ и тех или иных уникальных компетенций.
Структура работ должна включать в себя: - Анализ ситуации в различных сегментах региональной экономики и значимого для региона окружения, включая рынки потребления;
- Выявление значимых трендов и прогнозирование в технологических, социальных и рыночных средах;
- Выявление возможных сценариев развития событий по тем или иным направлениям экономической деятельности;
- Выработку и постановку целей развития в масштабе как региона, так и конкретных направлений в региональной экономике.
- Выработку наиболее эффективных стратегий достижения этих целей.
- Разработку дорожных карт и планов по достижению данных целей в рамках найденных стратегических решений.
Данные этапы условно-последовательны, и подразумевают не столько жесткую последовательность (возможен и итерационный принцип движения, и наслоения), сколько учет необходимости проделать данный набор операций для получения качественного результата. На данный момент, первичная работа была проделана по большей части в первой половине списка, по анализу ситуации, осмыслению тех или иных трендов и прогнозов, выявлению потенциальных сценариев развития событий.
Переход от разработки к реализации должен сопровождаться четким пониманием наличия Субъекта преобразований, способного реализовать поставленные задачи. В случае его отсутствия, - должно быть понимание того, как этот Субъект сформируется, и кто возьмет на себя миссию по его формированию и сборке. В идеале процесс стратегических разработок должен способствовать возникновению и структурированию Субъекта, заинтересованного не только в разработке стратегии, но и в ее реализации.