Новости

Анатолий Казакевич: «Байкал даёт возможность вырваться из рутины»

Анатолий Казакевич: «Байкал даёт возможность вырваться из рутины»

Сделать из Иркутска в туристическом плане Сингапур не получится, но можно сконцентрироваться на небольшой точке (например, Байкальске) и получить курорт мирового уровня. С таким мнением согласен предприниматель и путешественник, руководитель группы компаний «Сфера Байкала», эксперт комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры, член клуба «Байкальские стратегии» Анатолий Казакевич. О том, как предложения 10-летней давности легли в основу постановлений Президента, почему не «выстрелили» ОЭЗ туристско-рекреационного типа и что мешает индустрии гостеприимства в регионе – в нашем разговоре.

Автор: Елена Лисовская, фото из архива Анатолия Казакевича

- Мы живем в уникальные времена. Да, они очень сложные, но и дают возможность для мощного роста и развития туристической отрасли. В прошлом году участники рынка столкнулись со страхом со стороны клиентов, он проявился в снижении глубины бронирования: почти все летние туры бронировались в последний момент. Корпоративный сегмент, на долю которого приходится 35-40% рынка в деньгах, практически отказался от проведения праздничных мероприятий.

Иностранных туристов заменили гости из других территорий России, значительно выросло число тех, кто приезжает к нам из Москвы. Это подтверждают и результаты исследования по транзакциям банковских карт Сбербанка, озвученные в ноябре прошлого года на совещании в Ростуризме.

К позитивным явлениям можно отнести изменение маршрутной сети авиалиний: если два года назад все основные полеты осуществлялись через Москву, то сейчас из Иркутска можно улететь в любой город востока России – Норильск, Якутск, Хабаровск, Читу, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и другие.

Мы подсчитали количество рейсов, прибывающих в наш регион в ноябре, считающимся самым провальным с туристической точки зрения: их 199 в неделю, огромное количество! Ни один из соседних туристических городов – Хабаровск, Владивосток, Улан-Удэ, Якутск – не имеет даже таких цифр даже близко. Общий пассажиропоток аэропорта Иркутска за 2022 год составил 2,6 млн человек, достойный показатель.

По экспертным оценкам туроператоров и предпринимателей общий рост турпотока в регион в прошлом году составил 15-20%. В Иркутской области появляются качественные объекты, которые раньше были в единичных экземплярах. Речь идет о благоустроенных гостиницах на Байкале, по классификации соответствующих 3-4 звездам. Если ранее их было 2-3, то сейчас - 15-20. Для иркутян цены в них – космос: 30 тысяч рублей в сутки. Но для гостей из Москвы, которые сравнивают их с Сочи, ценник вполне приемлем. Они спрашивают: «Всего 30 тысяч? В Сочи 500 тысяч в сутки за номер!»

Отмечу и внимание государства к туристической отрасли. 2022 год стал значимым по числу мер поддержки. Во-первых, наш регион получил 216 млн рублей на строительство модульных отелей. Деньги предоставлены на условиях софинансирования, это гранты на реализацию коммерческих проектов, по сути, их субсидирование.

Во-вторых, перед Новым годом постановлением Правительства РФ была утверждена программа социально-экономического развития Байкальска. Насколько я знаю, это единственный прецедент, когда Председатель Правительства РФ лично утверждает программу городского поселения, а Президент регулярно интересуется ходом дел. Объём вложений составляет более 50 миллиардов рублей государственного финансирования и примерно столько же внебюджетного.

Байкальск должен стать первым экогородом в России, это сверхамбициозная задача с учетом того количества проблем, которые там есть. Но уверен, ее решат: над ней работает сильная команда, есть финансирование. Однако нужно понимать, что перемены не будут быстрыми. Ближайшие 2-3 года - это время проектной работы, новые элементы благоустройства и дома мы увидим только в 2026-2028 годах. Появление в регионе такого перспективного эко-курорта станет качественным прорывом в развитии туризма.

- После пандемии открылся Китай, в регион опять поехали китайские туристы. Как вы полагаете, насколько они смогут поменять существующий расклад сил?

- Мы ориентированы на российских гостей и не работаем с китайскими туристами. Считаю, что тот сегмент китайских туристов, который едет к нам, не выгоден ни бизнесу, ни региону, потому что рекреационная нагрузка огромная, налоговых отчислений минимум. Кроме того, они забирают емкость, на которой могут работать россияне – туроператоры, самозанятые, гиды, водители.

- Удается ли в нынешних условиях раскрыть уникальность Байкала и нашего региона для туристов?

- Если турист попадает к заинтересованному гиду, то всё будет хорошо. Если же человек приезжает самостоятельно и хочет с семьей провести неделю на Байкале, то вряд он сможет получить весь объем информации. Хотя этот сегмент гостей – путешествующие самостоятельно - на сегодняшний день самый быстрорастущий и перспективный. Чтобы наш регион был комфортным для таких путешественников, нужно ещё 5-7 лет потрудиться над инфраструктурой: благоустройством, навигацией, представлением достопримечательностей, дорожек к ним, туалетов, и другого.

- Изменились ли предпочтения туристов? Ради чего они едут на Байкал?

- Во время пандемии людям хотелось уединения, чтобы не быть в толпе. Сейчас туристы заинтересованы в снятии стресса. И Байкал дает такую возможность – перезагрузиться, зарядиться энергией, вырваться из рутины.

- Каков портрет туриста, который приезжает на Байкал?

- Сложно выделить одну группу, их несколько. Во-первых, семьи с детьми 9-12 лет (это тот возраст, когда ребенок уже может осознанно воспринимать информацию в путешествии). У них есть потребность показать детям страну и открыть для себя Байкал. Вторая категория – путешественники, ориентированные на активный, экстремальный отдых. Только зимой Байкал представляет возможности для занятий более 20 видами спорта.

- На Байкал чаще приезжают один раз или несколько?

- Примерно 70-80% только один. Некоторые, увидев Байкал зимой, возвращаются летом. Небольшой процент гостей бывает у нас ежегодно. Отмечу, что большинство гостей рекомендуют такую поездку друзьям, таким образом туристический потом ежегодно увеличивается.

- Сейчас набирает популярность сельский туризм, в регионе реализуется проект «Турдесант». Насколько вам кажется перспективным такое направление?

- Я бы назвал его глубоким туризмом, это общемировое понятие. Сельский туризм подразумевает, что гость приезжает в деревню ради ощущения себя сельским жителем: поработать в огороде, подоить корову и так далее. В таком виде отдыха заинтересован маленький процент гостей.

А вот приехать в деревню, сходить в баньку, поесть свойственных этому региону блюд, пожить в традиционном доме, пообщаться со староверами, посмотреть классную природу, непопсовые достопримечательности – это супер-тема! Я хорошо знаком с ней благодаря нашим экспедициям «Байкал-Аляска». Мы прошли уже по трем маршрутам первопроходцев, бывали во множестве деревень, встречались с уникальными людьми: рыбаками, охотниками. Например, в верховьях реки Лена между Жигалово и Усть-Кутом сохранилось около 400 км тракта почти в первозданном виде. Вдоль дороги стоят деревни, где люди живут уже 5-7 поколений, это потомки ямщиков.

У глубокого туризма большой потенциал.

- У меня есть знакомый москвич, который считает, что индустрии гостеприимства в нашем регионе мешает проблема с заведениями общественного питания: не всегда качественные блюда и обслуживание на должном уровне. Вы с этим согласны?

- Полностью. У нас, безусловно, есть хорошие рестораны, но есть и такие: всё согласовываешь, заранее оплачиваешь, приезжаешь, в итоге группа час ждёт блюда. Это неприемлемо. Я знаю эту проблему давно и от многих гостей слышал такое же мнение. Именно поэтому в рамках комплекса «Байкал-Аляска» в парке «Поляна» мы строим свой ресторан, заточенный под туристов. Будем удивлять гостей аутентичными блюдами и рецептами из соседних регионов - Якутии, Бурятии, Забайкальского края, Чукотки и так далее. С учетом того, что ситуация в авиации значительно улучшилась, есть возможность напрямую доставлять в Иркутск крабов с Камчатки и Магадана. Магаданские, к слову, дешевле, вкуснее и крупнее. Всю информацию о ресторане можно прочитать по ссылке: https://rest.baikal-alaska.ru/

Ресторан, как и парк-отель «Байкал-Аляска», который откроется в нынешнем году, мы строим на коллективные инвестиции. В отеле будет 73 номера, единовременно он сможет принять 186 гостей. Сейчас у нас 35 резидентов и 60 инвесторов, каждый отвечает за свою часть: номерной фонд, ресторан, бар, салон красоты, сувениры, туристическое направление. О концепции парк-отеля «Байкал-Аляска» и том, какая инфраструктура будет сделана для гостей, рассказываем здесь: https://hotel.baikal-alaska.ru/

Парк «Поляна» - успешный проект: вложившиеся в него инвесторы довольны. В прошлом году в один из дней в начале июня был зафиксирован рекорд посещаемости: 32 тысяч гостей за день.

- Резиденты из Иркутской области или из Москвы?

- В основном из нашего региона. Мы отдаем предпочтение тем, кого знаем, ведь это сотрудничество на годы.

- Как полагаете, почему проекты особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Иркутской области и Республике Бурятия, где также предполагалось участие резидентов и инвесторов, не оправдали возложенных на них надежд?

- Если говорить про Бурятию, то там изначально было выбрано неправильное место – Турка. Туризм устроен таким образом: надо создавать инфраструктуру там, куда уже едут люди. Беспроигрышным вариантом были бы поселок Энхалук, село Сухая. Там есть источники, можно было бы развивать санаторную тему, которая дает самую высокую среднегодовую нагрузку.

Если говорить о Байкальске, то важно понимать, что «Гора Соболиная» - внутрирегиональный курорт, и количество приезжающих туда горнолыжников, увеличится, когда у иркутян вырастут доходы. Внешнему туристу для поездки нужны причины. Сейчас там начали строить тропы, мы эту тему более 10 лет инициировали, писали письма и так далее. В 2022 году в строительство троп компанией «Байкал.Центр» (дочерняя структура ВЭБ.РФ) вложено 5 млн рублей, в нынешнем году планируется направить 20 млн рублей, в 2024 – 100 млн. В итоге от Танхоя до Слюдянки будет создана сеть троп разной протяженности, нескольких категорий сложности: от таких, по которым смогут гулять мамы с колясками, до профессиональных альпинистских маршрутов.

Перспективная история – строительство 9-километровой прогулочной набережной вдоль Байкала. Ради этой темы и из Москвы поедут, но потребуется какое-то количество лет. Второй важный момент – среда Байкальска. Изначально город строился как рабочий, сейчас речь идет о курорте мирового уровня, экогороде. Поэтому необходима комплексная программа реконструкции и создания городской среды, потому что основной турист – это москвич. А он избалован уровнем комфорта мегаполиса, поэтому планка должна быть не ниже «Зарядья» или парка им. Горького. Если говорить про региональный пример, то это школа «Точка будущего». По качеству архитектуры, благоустройства Байкальску надо стать таким.

- Насколько я знаю, вы вступили в клуб «Байкальские стратегии» в первых рядах. Почему приняли такое решение?

- Мне не безразлично, куда движется регион, и очевидно, что не могу решить свои локальные задачи без решения общерегиональных. Для меня важно, чтобы дело, которым занимаюсь, приносило пользу региону, повышало качество жизни в нем, чтобы туристы к нам ехали, можно было гордиться городом и областью.

Помню, в 2012 году мы проводили в Байкальске первые стратегические сессии «Байкальск – экогород будущего», в которых активно участвовали члены клуба. Недавно поднял наши предложения, оказалось, что половина из них присутствует в постановлениях Президента РФ. 10 лет назад мы говорили о том, что сделать из Иркутска Сингапур при нашей жизни не получится, но можно сконцентрироваться на небольшой точке, например, Байкальске, и получить мировую «конфетку». Только нужно всем вместе хорошо потрудиться!

Вся информация о проектах группы компаний «Сфера Байкала»: https://disk.yandex.ru/i/f7Y18euSWxBObg

По материалам газеты «Восточно-Сибирская правда»