Юрий Яшников – знаковая фигура для Иркутска. Кинорежиссер, продюсер, организатор Байкальского фестиваля регионального кино. С его именем связаны такие фильмы, как «Русский Морган», «Иркутские песни о главном», «Похабовск. Обратная сторона Сибири» и показанный в канун Нового года в интернете игровой фильм «Без неба» с Дмитрием Певцовым в главной роли. Несколько лет назад Юрий стал участником клуба «Байкальские стратегии». О том, как научиться писать гранты, почему каждому региону нужен свой герой и когда планируется начать съемки самого ожидаемого сериала «Откуда руки растут», читайте в нашем материале.
Автор: Елена Лисовская, фотографии из архива Юрия Яшникова
20 слагаемых успеха
Сейчас Юрий руководит двумя организациями: «Кинокомпанией Юрия Яшникова» и «ГайдайЦентром». И история каждой так или иначе связана с клубом «Байкальские стратегии». Например, документальный фильм «Русский Морган» был завершен, по собственному выражению режиссера, при невероятном стечении обстоятельств и во многом благодаря клубу «Байкальские стратегии».
- У фильма была очень сложная точка в истории: сценарий написан, съемки проведены, рисунки сделаны, но мы не могли подобрать актрису, - вспоминает наш собеседник. - К тому времени сменили уже две женских партии, но не могли добиться нужного результата. Второй сложный момент был связан с тем, что режиссер фильма Анастасия Зверькова не могла найти в российских архивах кадры хроники с главным героем фильма Николаем Александровичем Второвым. Она написала по миру, откликнулся английский филиал французской студии «Пате». Там ответили, что есть хроника, но её стоимость составляет сотни тысяч рублей, а срок, на который она предоставляется, - пять лет. Для примера: стоимость российской хроники - 1,5 тыс. рублей за минуту и предоставляется она навсегда.
Тогда мы с Анастасией пришли на одно из мероприятий «Байкальских стратегий», его ведущий упомянул, что мы как раз работаем над фильмом. Председатель клуба Галина Ивановна Кузняная спросила, в какой стадии находится проект. Мы ответили. Состоялся разговор и в итоге было принято решение подать заявку на грант в фонд президентских грантов от клуба, у которого был большой опыт как в разработке, так и в реализации проектов. Мы получили финансирование, благодаря которому удалось выкупить хронику и записать известную актрису, мировую звезду Каролину Грушку, которая озвучила иностранную журналистку.
Когда фильм «Русский Морган» был готов, он был невероятно тепло был встречен зрителями в самом широком смысле этого слова. Это и несколько сот тысяч просмотров в интернете, чего редко добиваются документальные фильмы. Это и потрясающая редакция самых разных зрителей в кинотеатрах, где нам доводилось показывать этот фильм.
- Как вы полагаете, в чем секрет картины?
- Когда Настя предложила сделать фильм об этом герое, историки сказали: «Да у него только одна фотография!» Тогда Настя придумала уникальный режиссерский микс из архивных кадров, фотографий, рисунков, графики, натюрмортов. Человека давно нет, но на экране он оживает и понятен всем – и школьникам, студентам, и мэру Иркутска Руслану Николаевичу Болотову, который посмотрел фильм одним из первых в кинотеатре.
Ещё одной важной составляющей успеха я считаю то, что в документальное кино Настя заложила прием из игрового кино – герои разговаривают, а не диктор озвучивает их. Мы слышим героя, его диалог с журналисткой раскрывает его личность лучше, чем факты из биографии. Одновременно в России безумно популярным стал жанр видеоинтервью, который буквально ворвался в медиасреду.
Помню, мы с Анастасией летели на очередной фестиваль представлять «Русского Моргана» и решили поразмышлять о том, почему-то именно этот фильм приглянулся зрителям. Сходу удалось набросать 20 пунктов, 20 слагаемых успеха. Перечитав их ещё раз, мы поняли, что это - технология создания документального фильма об историческом герое, о котором сохранилось очень мало архивных материалов. И такой герой в Иркутской области ни один. Это не только Николай Второв, но Александр Вампилов, Леонид Гайдай, конструкторы, уроженцы Иркутска Михаил Миль и Николай Камов, исследователь Иван Черский, городской архитектор Иркутска Владимир Рассушин и другие.
Ньютон сказал: «Мы карлики, но стоим на плечах гигантов». Я считаю, что человеку нужны корни. А каждый из нас – это продолжение своих родителей и тех, на кого он ориентируется, когда выстраивает свой жизненный путь. Но вышло так, что повестку с точки зрения героизации диктует федеральный центр и делает это, исходя из своих соображений и ценностного ряда. Он выхватывает героев и говорит: «Вот, на кого мы будем ориентироваться!» Но мир очень разнообразен и есть те, кто не попадает в этот пантеон, а достоин этого.
Взять того же Николая Второва. Человек из Иркутска смог построить империю мирового масштаба. Почему в Иркутске о нём так мало знают? Почему наши предприниматели спрашивают: «Как же мы можем чего-то достичь, мы живём в глуши!», «У нас же предпринимательству всего 30 лет от роду!». Когда мы услышали такие вопросы, то сразу захотели предложить предпринимательскому сообществу героя, который, как нам кажется, помогает избавиться от обоих комплексов разом. И здесь можно создать бизнес мирового масштаба, а предпринимательству в Иркутской области не 30 лет и даже не 300 лет, а гораздо больше. Героев масштаба Николая Второва множество, но современная среда не дает им голоса. О них знают люди, которые изучают историю, краеведение. Мы хотим это изменить.
«В новогоднюю ночь понял, что хочу стать режиссёром»
- В одном из интервью вы упомянули, что планируется цикл таких же киноинтервью, как фильм «Русский Морган». Уже определились со следующими героями?
- Сейчас Анастасия Зверькова работает над фильмом «Саня, драматург» про Александра Вампилова. Это вторая серия. Третья серия запланирована на 2023-й год и будет посвящена Леониду Гайдаю. Нам сейчас люди в буквальном смысле несут героев: «А про Екатерину Авдееву-Полевую у вас будет серия?» Эта замечательная женщина много лет провела в Иркутске, написала первую поваренную книгу на русском языке, собирала детские сказки и первой записала русскую народную сказку «Колобок». Эту информацию ещё никто не подверг сомнению, поэтому наш город может считать себя родиной колобка и ставить ему памятник. Сейчас у нас собрана целая папка из потенциальных героев.
Андрей Бородин, директор Межрегионального фонда поддержки стратегических инициатив «Байкальские стратегии» , предложил нам сделать фильм про ученого Доржи Банзарова. Мы уверены, что такая же папка должна быть и в Бурятии. Да и в каждом российском регионе.
- Есть ли у этого проекта «Киноинтервью» финансирование?
- Пока есть источники финансирования на три серии. Таким образом мы видим перспективу этого проекта.
- В 2022 году ваш сериал «Откуда руки растут» был признан самым ожидаемым на фестивале телесериалов «Пилот» в Иванове.
- Да, в Иванове нам пришлось конкурировать с ведущими телеканалами и платформами нашей страны и удалось победить в номинации «Самый ожидаемый сериал России». Буквально каждую неделю проходят переговоры с крупными российскими холдингами по поводу сериала, где мы обсуждаем условия партнерства. У нас есть время для того, чтобы найти подходящего партнера потому, что мы прекрасно понимаем, чего хотим от проекта. При этом другая сторона удивлена тому, что мы никуда не спешим потому, что в Москве сейчас много авторских групп из провинции, которые готовы ввязаться в любые проекты, за которые платят. Мы делаем сериал совместно с группой компаний «Новатор» и благодаря их поддержке можем позволить себе трудиться, никуда не торопясь.
- На какой стадии сейчас находится сериал?
- В самой сложной – стадии проектирования. Для примера: первую серию киноинтервью «Русский Морган» мы делали три года, вторую – про Александра Вампилова - сделаем за год, третью – за 9 месяцев, а потом выйдем на полгода. «Откуда руки растут» - наш первый игровой сериал, мы будем делать его дольше, чем второй и третий. Слишком многое нужно учесть.
- Вы помните тот момент, когда решили стать режиссером?
- Да, это было более 10 лет назад, в Новый год, я отмечал его один. Был переломный момент в моей жизни. Я больше 15 лет играл в КВН и к тому времени осознал, что всё, что я мог сказать в этом жанре, мною уже сказано и надо искать новое приложение своих усилий.
КВН очень четко структурирует жизнь тех, кто играет в него всерьез: в год шесть игр и два фестиваля. Из школьной лиги ты попадаешь в вузовскую, из вузовской в городскую, потом - в областную, затем - в межрегиональную, а после - в центральную. Твоя жизнь предопределена на 10 лет вперед, что учит мыслить стратегически. И вот я оказался в ситуации, когда система, которая ранее предлагала план на годы, больше не действует.
Я окончил психологический факультет ИГУ и с большим уважением и любовью отношусь к профессии. Думал, может, мне стать профессиональным психологом? Но что-то было в этом неоднозначное. И я представил себе такой образ: переворачивающиеся таблички, как в старых аэропортах. Только вместо городов у меня были таблички с профессиями. Они менялись, но глаз ни за что не цеплялся глаз и вдруг мне выпала надпись «режиссер». Я подумал: «Да! Вот это мне хотелось бы». Но как – я понятия не имел. И прошло много лет прежде чем судьба предоставила возможность пойти этим путем.
- Вы довольны выбором, сделанным тогда?
- Да, безусловно.
«Клуб – уникальное место»
Подводя итоги ушедшего 2022 года, Юрий отметил: «Главное, что на нас свалилось в хорошем смысле этого слова, – это 100-летие Леонида Гайдая. Все началось с того, что в декабре 2021 года наш пиар-продюсер Татьяна Замарацкая пришла в офис и спросила: «Как вам, ребята, масштаб празднования 100-летия Юрия Никулина?» Все потупили взгляд потому, что никто не мог понять – а когда эта дата, был ли какой-то масштаб. Все пожали плечами, и мы поняли: если такой известный актер забыт и страна почти никак не отметила его юбилей, то что будет с режиссером?
- Тогда мы взяли инициативу в свои руки, инициировали создание оргкомитета в регионе, - продолжает наш собеседник, - написали заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив. К счастью, фонд её поддержал. Мы получили грант на 10 млн рублей на проведение мероприятий, связанных со 100-летием Леонида Гайдая. И намерены организовать всё так, чтобы эффект многократно превысил эту сумму. Это наш первый большой самостоятельный проект. А научил нас писать гранты клуб «Байкальские стратегии» и Андрей Бородин.
Клуб – это уникальное место. Мне нравится выражение управляющей Благотворительным фондом Тихомировых Ольги Вениаминовны Тихомировой о людях, которые работают в некоммерческом секторе. Она считает вектор, который взяла Россия на поддержку НКО, очень эффективным. Потому что административные структуры, несмотря на наличие ресурсов, будто поглощают энергию. Многое вязнет, тормозит, буксует потому, что человек старается снизить ответственность и риски. А общественники горят своим делом, и если им дать ещё ресурсы, то энергия преумножится за счет их собственной, а результат будет лучше. В этом плане у клуба очень большой ресурс – здесь много людей, которые не только хотят что-то сделать, изменить вокруг себя, но и готовы помочь другому человеку. Как в своё время клуб помог нам.