СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2019
Клуб «Байкальские стратегии»


«Байкал как ловушка
для мировых процессов»

I. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ БУДУЩЕГО БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
1. Постановка задачи стратегического развития Байкальского региона
Сложившаяся ситуация на побережье и вокруг озера Байкал наглядно показывает, что необходимо на более системном уровне дать оценку, что же стало причиной текущего состояния и какой выход из него можно найти. Покорение природы как основа расширения границ и интенсивного развития государства.

Со времен покорения Сибири, c XVII века через установление границ Российской Империи, а потом и развитие добывающей промышленности и индустриализации, основной задачей промысловых людей, купцов и позднее советских управленцев было получение сырья в виде пушнины, золота, металлов ископаемых для получения прибыли и решения государственных задач. К природе относились как к бездонной кладовой, а влияние последствий работы промышленности на население не принималось в расчет, более того, зачастую информация о нем находилась под завесой секретности. Примеров такого неконтролируемого изъятия живых и органических ресурсов Сибири в истории много. От полного истребления соболя в конце XIX века, что послужило причиной основания Баргузинского заповедника, до создания в целях военной промышленности двух целлюлозных комбинатов с возможностями неограниченного забора чистой воды Селенги и Байкала и выбросами токсичных отходов, решить проблему ликвидации которых мы до сих пор не в состоянии.

Такой ход освоения ресурсов по всей территории страны, и Сибири в особенности, как раз в силу ее масштаба и объективной «бескрайности», дает основания сделать следующий вывод.
Российское государство, придя на эти территории, не сформировало цивилизационного отношения к этим местам и народам их населяющим. Не признало их своей исконной территорией и не предложило модели жизни, где российская нация во всем ее многообразии могла бы закрепляться и процветать, не ища лучшей доли в центральных районах страны в виде обратной миграции. Возможно, пришло время исправить этот огрех.
И особенно остро все последствия такого подхода проявились сегодня в Байкальском регионе. При огромных природных богатствах, наличии уникального планетарного объекта, накопленные экологические и социальные проблемы превратили регион в унылую территорию, с которой хочет сбежать большая часть сильных, интеллектуальных и деятельных людей.

Понятно, что со стороны национальных и местных элит за весь период развития региона уничтожение природы не являлось сознательным желанием. Такие практики оправдывались задачами повышения богатства городов, территорий, страны и благосостояния населения. Но как показали результаты освоения, дефект был заложен где-то на уровне концепции и логики отношения к осваиваемым территориям. И это, конечно, касается не только Байкальского региона.

Исходя из концепции «накопленного долга» перед следующими поколениями, в наши дни это «изъятое будущее» у наших детей и потомков приобрело настолько масштабные объемы, что вполне оправданно сейчас ставится вопрос о способности человечества преодолеть на рубеже XXI и XXII веков последствия того, что было совершено за последние 528 лет со времен открытия Америки.
Утраченная культура взаимосуществования человека и природы
В культуре кочевых народов, издревле живших на берегах Байкала, взаимодействие с природой было глубоко рациональным. Скромные потребности людей, отражающие их реальные нужды, не создавали нагрузку на окружающую среду, а кочевой быт не способствовал накопительству. Следование традициям, отношение к природе как к одушевленному существу, наделение природных объектов разумом, этические взгляды на охотничьи трофеи и добычу способствовали поддержанию экологического равновесия между человеком и природой в течение длительного времени. Всем известен «Их хориг» — «Великий запрет» Чингисхана, согласно которому земли вокруг Байкала были объявлены сакральной заповедной зоной — здесь вводился запрет на обработку земли, строительство городов, не разрешались массовая охота и рубка деревьев.

Сознательная политика государства на увеличение объемов добычи пушнины и товарной продукции инструментами обложения в виде ясака и податей, а в советские годы с помощью коллективизации и уничтожения шаманизма и местных верований как природоцентричных этических установок, привела к деградации взаимоотношений местного населения с природой, которые обеспечивали баланс природных ресурсов и потребностей человека.
"Байкал для людей и люди для Байкала"
- образ большого проекта?
Сегодня у нас есть шанс отдать должное опыту и мудрости наших предков, развивая природоподобные технологии, сокращая неразумное потребление, создавая новую экономику знаний. Такая «детоксикация» человечества может стать началом процесса переосмысления отношения не только к природе и окружающему нас миру, но и к будущему самого человека. И будет вполне логично, что этот процесс начнется на берегах великого священного озера Байкал.

В век современных технологий математическое моделирование и использование больших данных о деятельности любых технических и социальных систем могут определить эффективную формулу гармоничного и сбалансированного развития на Байкале, причем не одну. Оптимальное сочетание экологического перевооружения существующих и новых добывающих и перерабатывающих производств, обеспечивающих сегодня нужды и потребности населения и инфраструктурного развития Иркутской области, а также инвестирование в новые виды деятельности в биотехнологиях, науке, образовании, цифровом развитии, урбанистике, — все это может сформировать тот самый БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ, в логике свершений и достижений наших сибирских предков. Не только для развития Байкальского региона, но и для всей России. В этом ПРОЕКТЕ Байкал выступает не как ресурс для добычи, а как рычаг для создания новых ценностей и продуктов, востребованных на глобальном рынке. Пространство вокруг озера, его виды и красоты могут стать местом творческих экспериментов, исследований, научных поисков и духовных практик. Это шанс для всех нас стать передовым сообществом в современном мире, показать и распространить по всему миру наш опыт экологической мобилизации и разрешения существующего кризиса на Байкале, создавшейся «байкальской аномалии».
"Державная красота" Байкала
В 1982 году Валентин Григорьевич Распутин в книге «Век живи — век люби» привел впечатления своего товарища после поездки в гости на Байкал: «Силы прибавились — это ладно, это бывало, — писал он. — Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. Как хорошо, что у нас есть Байкал! Я поднимаюсь утром и, поклонясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать...»

Именно такое понимание того, что нужно и не нужно делать каждому человеку, было во многом утрачено нами за последние десятилетия активного потребления и освоения природных ресурсов. Не говоря уже о постановке целей «ворочать горы», то есть достигать невозможного, сложного, трудного в своей жизни, жизни своей малой родины, своей страны и всего мира.
И именно этот шанс «свернуть гору» накопленных проблем жизни у священного озера мы не должны упустить сегодня. Мы — те люди, которые понимают свою ответственность за будущее Байкала и за будущее России как мировой державы.
2. Образ Байкальского региона до 2035 года
Отвечая на вопрос: «как же будет выглядеть жизнь и развитие человека, пребывающего на берегах Байкала?» — представляется создание новой системы взаимодействия человека с природой Байкала. Она основывается не на натуральном потреблении ресурсов и производстве отходов, а на высоком переделе знаний, внутренней энергетике, креативных пространствах, которыми так богат Байкал.

Уходя от устаревших форм хозяйствования местных жителей и пока еще низкокачественных услуг досуга и ночного пребывания для туристов, необходимо создать множество разнообразных сервисов, продуктов и технологий, связанных с Байкалом, которые будут востребованы по всему миру. Это множество можно построить на стыках Байкала в широком смысле слова по следующим стратегическим направлениям:

• Байкал — наука и образование,
• Байкал — биотехнологии и здоровье,
• Байкал — цифровая экономика,
• Байкал — урбанистика.
Эти направления рассматривались на «Форсайте Байкальского региона» в сентябре 2017 года в логике повестки развития до 2035 года.

Отдельные проекты продолжают исследоваться и развиваться сообществом участников форсайта, в том числе Клубом «Байкальские стратегии». Возможности реализации обозначенных направлений были представлены в докладе «Концепция развития Байкальского региона: ключевые гипотезы и ставки», который был опубликован Клубом в августе 2018 г. Подробнее см. Приложение 3 настоящего сборника.
3. Возможные примеры реализации стратегических направлений
(из доклада «Концепция развития Байкальского региона: ключевые гипотезы и ставки» Клуба «Байкальские стратегии», август 2018 г.)

Байкал на данном историческом отрезке развития региона и страны — один из немногих «ключей» для встраивания в мировую экономику не в качестве сырьевого придатка, как это сложилось на сегодняшний день, а в качестве высокотехнологичного региона, контролирующего высокомаржинальные сегменты мировой системы разделения труда.
Притягательная сила озера и уникальная рекреация позволяет привлекать на территорию специалистов мирового уровня из разных стран и регионов. Например, на конференции и иные деловые события, отдых, исследовательские и научные мероприятия, обучение и преподавание, вплоть до вахтовых форматов проживания и даже переезда на постоянное место жительства. Такой подход дает возможность при определенных условиях сформировать базовую связность и кооперацию с мировыми центрами по тем или иным направлениям научной и хозяйственно-экономической деятельности.
  • ОБРАЗОВАНИЕ
    Например, это может выражаться в идее создания на Байкале международных образовательных центров, что в туристической терминологии трактуется как образовательный туризм. Что это значит для региона? Появление иностранных студентов и студентов из других российских территорий будет не только
    формировать экспортный приток денег, но, самое главное, помогать формированию центров компетенций мирового уровня в тех или иных сферах — например, в сфере IT и цифровой экономики или в сфере биотехнологий, которые будут обеспечиваться специа- листами, студентами, проектными инициативами.
  • ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
    Другой формат развития центров компетенций связан с появлением в регионе инфраструктуры для «цифровых кочевников». Международный календарь мероприятий для IT-специалистов, специально организованные пространства для работы и взаимодействия, позиционирование Байкала, как места удобного для работы и отдыха, может сделать его Меккой «цифровых кочевников» и привлечь специалистов со всего мира.
  • БИОТЕХНОЛОГИИ
    Еще один пример — создание на Байкале биомедицинских центров, ориентированных на лечение пациентов со всего мира, в поддержку развития медицинского туризма. Что это даст региону? Кроме экспорта медицинских услуг и притока экспортных денег сформирует медицину высочайшего уровня, которая будет доступна и для местного населения, что в свою очередь существенно поднимет привлекательность и качество жизни и, что не менее важно, увеличит ее продолжительность.
  • УРБАНИСТИКА
    Туризм также является специфической формой экспорта высокотехнологичной среды. Мы не можем продавать «голый» Байкал, оставляя на нем мусор и вытаптывая ландшафт, необходимо научиться экспортировать высокотехнологичную эколого-ориентированную среду проживания как на побережье, так и в ближайших городах, обеспечивая внешний спрос на эту среду и ее окупаемость. Имеющийся в Иркутске 130-й квартал уже сегодня реализует эту функцию и демонстрирует образец успешного экспорта качественной городской среды за счет высокой посещаемости туристами.
II. БАЙКАЛ КАК ЛОВУШКА МИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ
Перед тем как начинать разговор о будущем Байкала и о развитии Байкальской природной территории, необходимо понять, что представляет из себя озеро для мирового сообщества и для федерального руководства страны.
Что такое Байкал для мира?
Для мира Байкал — уникальный природный объект. По инициативе России Байкал включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

В описании, данном Байкалу ЮНЕСКО, довольно четко указана главная ценность озера для мирового сообщества: его уникальное происхождение, экосистема, запасы пресной воды. Сохранение этих характеристик является первоочередной и всеобщей задачей. Также прямо указано, что это ответственность России перед всеми народами мира.
ВЗГЛЯД ЮНЕСКО
"Расположенный на юго-востоке Сибири и занимающий площадь 3,15 млн га, Байкал признан самым древним (25 млн лет) и самым глубоким (около 1700 м) озером планеты. Водоем хранит примерно 20 % всех мировых запасов пресной воды. В озере, известном как "Галапагосы России", благодаря древнему возрасту и изоляции сформировалась уникальная даже по мировым меркам пресноводная экосистема, изучение которой имеет непреходящее значение для понимания эволюции жизни на Земле"
ИЗ "РУКОВОДСТВА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ":
"Культурное и природное наследие относятся кк бесценному и невосполнимому достоянию не только каждого народа мира, но и всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения уменьшает наследие всех народов мира"
Исходя из этого, под угрозой потери статуса Байкала как объекта всемирного наследия, никакие проекты развития, изменений, модернизации инфраструктуры не могут ухудшать состояние водоема и его экосистемы.

Однако и бездействие, приводящее к ухудшению состояния озера как объекта всемирного наследия, является столь же неприемлемым.

Невыполнение требований сохранения озера как уникального природного объекта может привести к тому, что ЮНЕСКО исключит объект из списка всемирного наследия. Это станет сильнейшим ударом по репутации и престижу России на мировой арене.
Позиция федеральных элит
Именно вопрос репутации страны в мировом сообществе определяет политику федерального руководства страны и отношение федеральных элит к будущему Байкала.

Россия, проявив инициативу и включив Байкал в список всемирного наследия ЮНЕСКО, взяла на себя повышенные обязательства перед мировым сообществом по поводу сохранения озера Байкал и его экосистемы.

По правилам ЮНЕСКО, национальное государство, заявившее объект в список, само определяет режим охраны объекта, разрабатывает комплекс мер по его сохранению, ищет баланс между интересами местных жителей и экологией.

Для этого был разработан комплекс нормативно-правовых актов. Базовым является федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

Именно федеральное правительство посредством нормативно-правовых актов задает правила игры и формальные векторы развития прибайкальских территорий. Нужно понимать, что все рычаги управления будущим Байкала находятся на федеральном уровне.

Исходя из анализа нормативно-правовых актов и конкретных действий федерального правительства, можно сказать, что в данный момент в основе его политики находится только идея сохранения озера Байкал как объекта в списке мирового наследия ЮНЕСКО. Любые изменения НПА в целях более активного хозяйственного использования озера по умолчанию рассматриваются только в том случае, если не несут прямой угрозы сохранению экологической системе озера.

Отсюда совершенно логично проистекает крайняя медлительность и осторожность федеральных органов власти относительно любых изменений охранных режимов и НПА, касающихся Байкала. Главенствует принцип: «Если нет крайней необходимости, лучше в принципе ничего не делать».

Таким образом, необходимо понимать, что при обсуждении будущего Байкала во главу угла должно ставиться требование о его сохранении как уникального природного объекта. Любые подходы, открыто противоречащие этой позиции, не имеет смысла рассматривать.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОЗЕРА БАЙКАЛ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ:
  • водный, земельный и лесной кодексы РФ,
  • ФЗ-94 "Об охране озера Байкал",
  • постановление Правительства № 643 от 30.08.2001 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Цетральной экологической зоне Байкальской природной территории",
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. № 1641-р., которое утверждает границы БПТ и ее экологических зон,
  • распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 г. № 368-р., которое утверждает границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал.

Кроме того, на жизнь и деятельность на БПТ оказывают влияние:

приказы министерств (например, приказ Минприроды России от 5 марта 2010 г. № 63 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал"),

законодательство, определяющее работу контролирующих органов, - Росрыболовства, Росприроднадзораа, прокуратуры, в т.ч. природоохранной прокуратуры, и их внутренние инструкции,

законодательство об особо охраняемых территориях - в ЦЭЗ БПТ находятся заповедники, заказники и национальные парки, входящие в ФГБУ "Заповедное Подлеморье" и ФГБУ "Заповедное Прибайкалье",

международные конвенции и международное право.
Байкал под замком?
Казалось бы, вопрос о будущем озера с учетом его особого статуса объекта мирового наследия можно закрыть и признать, что Байкал должен быть со временем закрыт для всякого хозяйственного освоения и экономического развития.

Однако текущее состояние экологии озера и те вызовы, с которыми в ближайшей перспективе могут столкнуться прибрежные регионы, вынуждают искать иные подходы к будущему озера.

Байкал ставит регион в особое положение по отношению к большинству субъектов федерации.

Вместе с тем особые, более жесткие, чем обычно, охранные режимы на территории объекта всемирного наследия создают массу ограничений для местных жителей, органов власти МСУ и органов власти региона. Охранная зона Байкала — Байкальская природная территория — в Иркутской области занимает 97,5 тыс. квадратных километров, что накладывает существенные ограничения для любого развития.

Для прибрежных муниципальных образований Байкал изначально был основным доходообразующим источником. Сначала рыболовство играло существенную роль в хозяйственном укладе территорий, а с начала 2000-х годов — туризм.

Однако значительные ограничения, накладываемые охранными режимами, серьезно снижают экономическую привлекательность территорий, создают серьезные правовые риски для органов местного само- управления, многократно повышают правовую ответственность — от административной до уголовной — за состояние прибрежных территорий.

Ни о каком развитии муниципальных образований на побережье речи не идет. Более того, в текущей ситуации речь идет скорее о медленной деградации экономики и систем жизнеобеспечения на прибрежных территориях.
Угроза экологической деградации
Текущее состояние экологии озера (особенно если учитывать его динамику) нельзя считать удовлетворяющим статусу объекта всемирного наследия. Уровень хозяйственного освоения как побережья озера, так и буферной зоны и зоны атмосферного влияния достаточно высок, чтобы оказывать влияние на состав воды озера и его экологию.

Огромный объем стоков направляется в озеро без надлежащей очистки. Отсутствие системы дорог с твердым покрытием приводит к разрушению почвенного слоя и деградации экологических систем. Нерегулируемая застройка уничтожает визуальную экологию озера. И так далее.

Очевидно, что на первый план выходит не идея сохранения уникальной природы Байкала, а идея ее восстановления.
Кто должен отвечать за Байкал?
Вместе с тем мы видим, что идее восстановления и последующего сохранения экологии озера противоречит, прежде всего, нерационально построенный комплекс НПА, регулирующих деятельность человека на Байкале, и крайняя нерешительность федеральных органов власти в этом вопросе. Упомянутый выше главенствующий принцип: «Если нет крайней необходимости, лучше в принципе ничего не делать» приводит к тому, что экологическая обстановка на Байкале не улучшается, а ухудшается.

Простой пример: приказ Минприроды России от 5 марта 2010 г. № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал» вводит настолько жесткие требования к очистке воды в очистных сооружениях, что строительство новых КОС становится практически невозможным в силу отсутствия экономически приемлемых технологий очистки воды. Да, возможно, требуемые технологии и существуют, но стоимость строительства КОС на таких технологиях неподъемна для федерального бюджета, а содержание — для местного и регионального.
Во-вторых, существует иллюзия, что раз Байкал — это «ответственность России перед народами мира», то забота о его сохранении, в том числе финансирование мероприятий по снижению антропогенной нагрузки на озеро, — исключительная прерогатива федеральных органов власти.

Так, была разработана федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы», в рамках которой предполагался целый комплекс мер, направленных на защиту Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.
Однако анализ исполнения программы показывает, что большая часть заложенных в нее мероприятий никак не способствует ни сохранению экологии озера, ни тем более ее восстановлению. Несмотря на серьезный объем финансирования, заложенный в ФЦП, ежегодный уровень исполнения программы находится на крайне низком уровне, а средств и предусмотренных мероприятий недостаточно, чтобы остановить деградацию экологии озера.

При нынешнем состоянии нормативно-правового регулирования и федеральной бюджетной политики цель восстановления экологии озера и последующего ее сохранения не достигается.
Байкал как шанс...
В то же время перед страной и регионом стоят вызовы, требующие в первую очередь от региональных элит найти способ такого использования ресурсов Байкала, который позволит сохранить его уникальный статус мирового наследия и при этом обеспечит будущее развитие экономики региона.

Считается, что мир находится на пороге новой индустриальной революции, которая изменит технологический уклад, структуру мировой экономики и общества.
В данный момент экономика Иркутской области в большей степени строится на системе добычи и/или переработки ресурсов, созданной при предыдущем технологическом укладе. Существует значительный риск, что при смене технологического уклада большая часть промышленного производства региона может лишиться рынков сбыта. Риск потери рынков сбыта для ресурсодобывающих компаний также достаточно велик.

Нужно понимать, что уже сейчас Россия не является форвардом в новой индустриальной революции. Для удержания позиций на мировых рынках стране придется мобилизовать значительные ресурсы. Добывающие отрасли и промышленность первого передела — очевидные кандидаты для первоочередного изъятия ресурсов на технологический и экономический прорыв через инструменты налого-обложения. Для Иркутской области это означает дальнейшую централизацию налоговых доходов в федеральном бюджете, как следствие, постоянный значительный рост выпадающих доходов, сжатие собственной налогооблагаемой базы, отсутствие средств для инвестирования в любые проекты развития.

Таким образом, в данный момент Байкал является пусть и не единственным, но наиболее очевидным, «бесконечным» по потенциалу источником для диверсификации развития экономики региона.

Однако бездумная эксплуатация уничтожит саму ценность озера как экономического ресурса и сделает его непригодным в качестве источника развития. Только рачительное использование при условии сохранения главных свойств Байкала как уникального природного объекта может сделать из него «бесконечный ресурс развития».
... и как ответственность
Вместе с тем необходимость мобилизации ресурсов в федеральном бюджете на нужды технологического прорыва с большой долей вероятности приведет к значительному сокращению средств, выделяемых из федерального бюджета на сохранение и восстановление озера.

Таким образом, рачительное использование озера для ведения экономической деятельности становится стратегически необходимым для будущего развития экономики региона. Но ждать какой-то серьезной поддержки со стороны федерального центра не представляется
правильным. В отсутствии необходимого объема федерального финансирования сохранение Байкала как уникального объекта ложится на плечи его прибрежных регионов. Это, во-первых, ставит вопрос об источниках финансирования, во-вторых, об их ответственном использовании. Комплексные очистные системы, системы водоотведения, экологические тропы, заводы для разведения ценных пород рыбы сами себя не построят. На все эти проекты нужны ресурсы, которых в достаточном количестве в федеральном, региональном и местных бюджетах нет и, скорее всего, не будет.
Кто оплатит будущее?
Необходимый объем ресурсов можно привлечь за счет частных инвестиций. Но для этого Байкал должен стать привлекательным для инвесторов, что потребует продуманной стратегии развития экономики озера, планомерной работы по исправлению нормативно-правовой базы и соблюдения примата идеи сохранения озера как уникального природного объекта.

Учитывая, что федеральные органы власти сосредоточены исключительно на сохранении озера как уникального объекта, искать баланс между экологией озера, хозяйственной деятельностью на его побережье и интересами местных жителей придется региональным элитам. Если говорить упрощенно: спасение утопающих — задача самих утопающих. Никто, кроме региональных элит прибайкальских регионов, не будет заниматься поиском путей рачительного использования потенциала озера и сохранения его экологии.

Также необходимо понимать, что региональная экономика не может дать достаточный объем финансовых ресурсов для осуществления необходимого комплекса мер по сохранению экологии озера и формированию на его побережье современной инфраструктуры. Она может и должна послужить только источником первичных инвестиций. Учитывая вызовы, которые стоят перед страной, российская экономика вряд ли станет источником необходимых инвестиций. Поэтому уже сейчас стоит задуматься о поиске источников финансовых ресурсов в мировой экономике.
Возможные направления
Учитывая сказанное выше, можно предложить целый ряд возможных направлений развития экономики Байкала, которые при этом не нанесут ущерб его экологии.
Высокомаржинальный туризм
Как показала практика, попытки развития массового туризма на байкальском побережье ведут к постоянному росту антропогенной нагрузки на озеро, а доходность от такого туризма не покрывает издержки для экосистемы.

Развитие высокомаржинального туризма (конгресс-туризма, элитарного туризма и т. д.) позволит компенсировать издержки от массового сегмента и сократить антропогенную нагрузку на побережье.
Развитие биотехнологий
Биотехнологический и биомедицинский кластер, предлагающий весь спектр от восстановительных практик на основе существующих рекреационных ресурсов (климат, бальнеологические ресурсы, практики фитотерапии, восточной медицины и проч.) до высокотехнологичных проектов, вроде трехмерного моделирования медицинских приборов и инструментов, бионического протезирования.

Так, например, в 2019 году Иркутский и Бурятский научные центры СО РАН и ИРНИТУ объявили о намерении организовать Байкальский научно-технический центр медицинских инноваций — площадку для исследований в области биотехнологий, разработки новых методик лечения заболеваний и лекарств, в том числе на основе тибетской медицины. Это направление также естественным образом вырастает из научных изысканий НИИ биологии Иркутского государственного университета, ряд исследований ученых которого имеет чисто прикладной характер и, как считается, может стать базой для разработки и производства фармсубстанций и прототипов лекарственных препаратов на основе местного растительного сырья и генетических ресурсов байкальских эндемиков.
Экотехнологии
Байкал может стать полигоном по разработке, применению и дальнейшему тиражированию передовых экотехнологий — от очистки воды до «зеленой» энергетики. В этом случае сверхжесткий режим природопользования, который сложился в ЦЭЗ БПТ, является своеобразным драйвером для НИОКР.
Наука и высшее образование
На Байкале проводятся уникальные астрофизические наблюдения, исследования дальнего космоса. Простой пример: Байкальский под- водный нейтринный телескоп. Продолжается строительство уникальной научной установки — крупнейшей в мире гамма-обсерватории в рамках целевой программы исследований и разработок для развития научно-технического комплекса России на 2014—2020 годы. Большая часть объектов создается в Тункинской долине, но отдельные установки базируются в непосредственной близости Байкала. Почти 20 лет на Байкале проводится Международная Байкальская летняя школа по физике элементарных частиц и астрофизике — с английским в качестве рабочего языка. Учитывая, что стратегия прорыва федерального правительства включает в себя развитие фундаментальных научных дисциплин, это дает возможность привлечь для развития Байкальской природной территории дополнительные ресурсы из федерального бюджета.

Естественно, это далеко не все направления, по которым может идти развитие экономики Байкала. Как показывает практика, практически невозможно предугадать, по какому пути пойдет развитие экономики территории, особенно в условиях приближающейся экономической трансформации. Однако весь опыт развития экономики показывает, что без создания необходимых условий, ожидать определенного экономического развития крайне сложно.
Первоочередные задачи
Чтобы создать условия для экономического развития «экономики Байкала», потребуется решить четыре первоочередные задачи.
  • ЗАДАЧА 1. АУДИТ И ИСПРАВЛЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
    Проблема байкальской нормативно-правовой базы состоит в ее сложности, противоречивости и наличии массы пробелов.

    Существующая система НПА ведет к деградации экологии Байкала
    и препятствует привлечению цивилизованных инвесторов.

    Как указывалось выше, вся нормативно-правовая база, регулирующая деятельность человека на Байкале, имеет федеральный уровень, и органы федеральной власти крайне консервативно подходят к вопросам ее исправления.

    В связи с этим, исправление базы потребует длительной кропотливой работы, которая должна включать в себя:
    • полный аудит НПА,
    • концепцию изменений,
    • объемное обоснование с привлечением ученых, экспертов, экологов, экономистов для каждого изменения,
    • консолидированную позицию органов власти регионов, депутатов и сенаторов от регионов.
  • ЗАДАЧА 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИИ БАЙКАЛА
    Бессмысленно пытаться привлечь средства инвесторов мирового уровня, если эти инвесторы будут получать только негативную информацию о состоянии экосистемы Байкала.

    Поэтому необходима долгосрочная программа восстановления экологии озера и устранения наиболее критичных источников загрязнения
    и деградации природной среды.

    Программа должна включать в себя:
    • поэтапную организацию систем водоотведения и водоочистки с постепенным доведением уровня очистки до нулевого воздействия на состав воды в озере,
    • организацию системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов с нулевым воздействием на озеро,
    • проекты по очистке побережья от накопленного экологического ущерба (как крупных объектов — таких как отходы БЦБК, так и небольших — например, замусоренных участков на дне озера).
  • ЗАДАЧА 3. СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
    Потребуется поэтапная модернизация транспортной, гостиничной, торгово-выставочной и иной инфраструктуры как на побережье озера, так и в крупных городах в непосредственной близости. Необходимо постепенное приведение ее в соответствие с лучшими мировыми практиками эффективности снижения антропогенной нагрузки.

    При этом потребуется масштабное зонирование прибрежных территорий, выделение зон потенциального развития и полное закрытие для какой-либо хозяйственной деятельности особо охраняемых и природо-охранных зон.
  • ЗАДАЧА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕСПУБЛИКОЙ БУРЯТИЯ
    Очевидно, что никакая стратегия невозможна, если не будет реализовываться в координации и взаимодействии с элитой и органами власти Республики Бурятия. Без координирующих органов и мероприятий выполнения первых трех задач достичь нельзя.
Сотрудничество и самоорганизация
И стратегия рачительного использования ресурсов Байкала, и обозначенные выше задачи ставят вопрос о том, кто должен стать основным автором их реализации? Очевидно, что главной движущей силой должны быть органы власти, гражданское общество и неравнодушные жители Иркутской области и Республики Бурятия.

Однако для взаимодействия с федеральными органами власти, потенциальными инвесторами, мировым экологическим сообществом, ЮНЕСКО потребуется формализованная структура с координирующими и представительскими функциями. Процесс формирования такой структуры станет первым тестом на осознание реальной ситуации вокруг Байкала и тех вызовов, которые стоят перед его прибрежными регионами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА «БАЙКАЛ — ВЕЛИКОЕ ОЗЕРО ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ»
(разработана в 2017 году во исполнение поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.)

При изменении подходов к реализации государственной политики по отношению к Байкальской природной территории регионы будут иметь возможность экономического развития в условиях возрастающего туристического интереса, сокращения серого сектора экономики и привлечения инвестиций.
  • Необходимо обеспечить соблюдение рационального баланса между наращиванием экономического потенциала территорий и экологическими ограничениями. Важно обеспечить развитие «зеленых» отраслей экономики и сектора услуг, а привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов осуществлять с комплексными ограничениями по природоохранным мерам.
Эколого-ориентированное социально-экономическое развитие позволит увеличить затраты на природоохранные мероприятия за счет роста налоговых поступлений и сборов с внедрением передовых механизмов финансирования (например, поступления от туристических сборов, revolving funds и прочее).

На текущий момент в Байкальском регионе сложилась негативная тенденция оттока молодежи после окончания обучения в университетах в западную часть России и в зарубежные страны в связи с отсутствием востребованности молодых специалистов. В это же время в Байкальском регионе нарастает потребность в высоко- профессиональных специалистах в отраслях, связанных с развитием туризма на Байкале, а также отраслях, связанных с развитием инфраструктуры, созданием системы экологически чистых технологий, строительство водозаборных станций, канализационных и очистных сооружений, сбором и утилизацией твердых бытовых отходов, систем контроля соблюдения природоохранного законодательства и других профессий, крайне необходимых в связи с освоением и хозяйственной деятельностью на Байкальской природной территории, главным и уникальным объектом которой является объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — озеро Байкал.
Помимо причин такой ситуации, связанных с высшей школой, важнейшей причиной является отсутствие регионального компонента в начальном и среднем образовании, который бы с раннего детства предоставил школьнику возможность оценить уникальность родного края и связать свое будущее с территорией, где он родился. Необходимо развивать у школьников базовые ценности — любовь к родной земле, природе, всему живому, экологическую культуру. Экологическое воспитание способствует пониманию экологических законов, важности поддержания баланса между экономической выгодой и сохранением природных ландшафтов, биологическим разнообразием, чистотой среды обитания, а также представляет возможность для ранней профориентации в отраслях науки и хозяйства, востребованных в Прибайкалье в соответствии с Федеральным законом об охране озера Байкал. Развитие спецкурса по байкаловедению как регионального компонента обучения является стратегической задачей регионального образования.

По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), сегодня туризм составляет 10% мирового ВВП, а в создании туристского продукта участвуют 53 отрасли экономики. Туризм помогает сглаживать диспропорции в развитии территорий и является основой экономического роста регионов, в том числе тех, где нет условий для развития промышленного производства и сельского хозяйства. Кроме того, сфера туристских услуг помогает стимулировать развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом огромный туристский потенциал Байкальского региона не реализован в полной мере, отрасль в настоящее время формирует лишь 1,3% ВРП (прямой вклад). При этом задачами программы являются в том числе организация и регулирование туристических потоков, создание необходимой инфраструктуры для минимизации ущерба экосистеме, с одной стороны, и обеспечение дополнительных доходов бюджетной системы, с другой. Для этого необходим вывод туристско-рекреационной отрасли Байкальского региона на качественно новый уровень, включая создание современного конкурентоспособного туристского комплекса, предлагающего российскому и иностранному туристу разнообразный и качественный туристский продукт, с учетом условий природосбережения, уменьшения негативного антропогенного воздействия от туристской деятельности на Байкальскую природную территорию.
  • Формирование доступной и комфортной туристской среды. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера, а также создания альтернативных мест притяжения туристского интереса на территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
Ключевым принципом данной дестинации является «Туризм: используя потенциал, сохраняя природу». Реализация мероприятий программы позволит расширить границы туристского сезона с 4 до 8 месяцев, перераспределить и локализовать туристские потоки внутри региона и существенно снизить рекреационную нагрузку на побережье озера Байкал. Байкальская природная территория станет флагманским регионом России, где социально-экономическое развитие осуществляется на основе широкого применения принципов устойчивого развития, подразумевающих учет интересов живущих и будущих поколений, баланса социальных, экономических и экологических целей развития, сочетания краткосрочных и долгосрочных задач.
  • Указанные подходы потребуют изменения формата нормативно-правового регулирования ведения деятельности на территории Байкальского региона через переход от прямых недифференцированных запретов к условно-разрешенному подходу с дополнительными требованиями по безопасности к окружающей среде.
Важно обеспечить координацию формирования и реализации государственной политики по отношению к регулированию комплексного развития Байкальской природной территории как на уровне консолидации финансовых ресурсов, так и на уровне принятия решений органами, ответственными за реализацию государственной политики.
  • В этой связи мероприятия программы условно включают три направления: экологическое — сохранение биоразнообразия и минимизация негативного воздействия на окружающую среду в границах Байкальской природной территории; экономическое — обеспечение устойчивого развития территории, повышение качества жизни населения и улучшение инвестиционного климата; управленческое — реализация эффективной и скоординированной государственной политики на основе системного подхода с участием всех заинтересованных сторон.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Клуб «Байкальские стратегии» и Иркутское отделение Общероссийского народного фронта 21 декабря 2016 года провели общественные слушания. Участие в них приняли представители деловой, научной, природоохранной общественности, органов власти. В результате были сформулированы следующие принципы и подходы к развитию Байкальской природной территории.
Основные принципы развития
Байкальской природной территории
  • Для охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории требуется установить особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
• целостности: подход к Байкалу как к единому природному и этнокультурному объекту;
• комплексности: учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую и этнокультурную систему озера Байкал и его берегов;
• экологичности: приоритет видам деятельности, сберегающим уникальную экологическую систему озера Байкал и природные ландшафты его водоохранной зоны;
• сбалансированности решения социально-экономических задач, повышения качества жизни населения и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития, сбалансированности интересов местного населения и внешних интересантов (инвесторов, туристов и др.);
• законности: структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы правового регулирования (в области охраны озера Байкал, окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования);
• опоры на хозяйственную и культурную активность местных сообществ с учетом их интересов и природных, культурных, экономических условий;
• открытости: вся деятельность, в том числе на этапе принятия решений, ведется с использованием механизмов прозрачности деятельности и инструментов обратной связи;
• устойчивости: понимаемой как учет интересов живущих и будущих поколений, баланса социальных, экономических и экологических целей развития, сочетания краткосрочных и долгосрочных задач.

Деятельность по развитию Байкальской природной территории должна осуществляться в рамках следующих подходов.
  • Управление территорией на основе «бассейнового принципа» с выстроенной под него эффективной системой государственного и муниципального управления, с опорой на общественные организации, а также горизонтальной взаимоувязкой систем государственного управления как по региональному, так и по ведомственному признаку.
• Управление земельными ресурсами в рамках четких разграничений полномочий ведомств и установленных границ, в том числе основанных на результатах ландшафтного планирования.
• Ведение инвестиционной деятельности, в том числе иностранными субъектами, на основании специально разработанных эколого-экономических инвестиционных регламентов.
• Создание благоприятного инвестиционного климата на БПТ для вложений в «зеленую» экономику, создающего условия для социально-экономического развития территории (индексы по трудовым ресурсам, налогооблагаемой базе, воздействию на окружающую среду и так далее).
• Проведение стратегической экологической оценки документов стратегического планирования субъектов РФ на БПТ на основе принципов «Стратегии сохранения биоразнообразия экосистемы озера Байкал» (2001), утвержденной Минприроды РФ и органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.
  • Ландшафтное планирование и зонирование территории.
• Осуществлять туристическую деятельность на базе разработанных и утвержденных правил организации туризма и отдыха в границах ЦЭЗ во исполнение ст. 12 ФЗ-94 «Об охране озера Байкал» с применением кластерного подхода.
• При реализации проектов учитывать приоритет эстетики природных объектов над искусственными, за исключением населенных пунктов с уже сложившимся архитектурным обликом.
• Использовать международный опыт освоения уникальных природных территорий с учетом российских особенностей и под контролем органов власти.
• Определить границы Прибайкальского национального парка на основе анализа рациональности использования земель с/х назначения как стратегического объекта государства с целью устранения имеющегося конфликта землепользования.
• Формировать границы особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе многосоставного земельного участка с учетом традиционно сложившихся туристических потоков с целью решения вопросов по созданию инфраструктуры согласно принципу оптимального природопользования.
• Вовлекать сельские территории в границах ЦЭЗ в программу развития сельского туризма в РФ через региональные подпрограммы развития внутреннего и въездного туризма.
  • Основой для осуществления тех или иных действий хозяйственного и научного характера, а также для принятия тех или иных нормативных актов должны являться:
• экологический мониторинг с учетом основных биотических и абиотических процессов на Байкале с использованием государственных и научных распределенных баз данных и знаний, связанных между собой единой коммуникационной средой с использованием геоинформационных технологий и данных дистанционного зондирования Земли;
• законодательно закрепленные приоритетные и допустимые виды хозяйственной деятельности в границах ЦЭЗ и БПТ.
  • Необходимо определить безотлагательные мероприятия по улучшению экологической ситуации в границах ЦЭЗ БПТ.
• Создание ФЦП по восстановлению популяции омуля на период до 2030 года.
• Разработка и утверждение критериев при строительстве типовых очистных сооружений для ЦЭЗ с возложением обязательств прохождения экологической экспертизы на разработчика технологии.
• Пересмотр системы обращения с отходами производства и потребления в границах ЦЭЗ с учетом внедрения инновационных технологий в этой области.
• Поддержка традиционных видов хозяйствования в границах ЦЭЗ БПТ. Сохранение генофонда аборигенных пород домашних животных как основы развития традиционного номадного (отгонного) животноводства, характерного для Республики Бурятия, Агинского Бурятского округа Забайкальского края, Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области.


Участники слушаний понимают, что не все принципы и подходы возможно исполнить немедленно, что потребуется время для формирования необходимых норм и практик. Но данные принципы и подходы должны учитываться уже сегодня как рамка и руководство к действию всеми хозяйствующими и управляющими субъектами на данной территории.
Редакционная комиссия в составе:
Творогова Елена Александровна
Шапхаев Сергей Герасимович
Курин Юрий Геннадьевич
Григорьева Марина Викторовна
Рожанский Михаил Яковлевич

Председатель комиссии Творогова Е. А.
Секретарь комиссии Григорьева М. В.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ ВСЕСОЮЗНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ В РЕГИОНЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ
В период с 15 по 31 октября 1988 г. в Иркутске проводилась первая Всесоюзная социально-экологическая экспертиза, организованная по инициативе Иркутского и Бурятского обкомов КПСС, Иркутского облисполкома и Совета Министров Бурятской АССР при участии союзных организаций и ведомств.
Представители партийных и советских органов, правоохранительных и контролирующих организаций, предприятий, общественных организаций, творческой интеллигенции, прессы и духовенства всесторонне анализировали сложнейший комплекс проблем в рамках организационно-деятельностной игры (ОДИ) и собственно экспертизы. Постановку и анализ проблемы, выработку подходов к их решению производили около 300 специалистов региона и страны, а также американские ученые.
Назначение
социально-экологической экспертизы
Проведение первой социально- экологической экспертизы (СЭЭ) представляет собой эксперимент по созданию новой формы организации общественно-политической активности. Метод экспертизы способствует выявлению и исследованию всего спектра актуальных и назревающих конфликтов, возникающих в ситуации, не имеющих однозначного решения и требующих длительного общественного и государственного контроля.
СЭЭ дает возможность максимально прояснить реально действующие силы, разработать и укрепить эффективные механизмы, в наибольшей степени отвечающие задачам воспроизводства и развития региона. Данные экспертизы и обоснование выводов приведены в приложениях. Руководителем группы являлся известный эколог Д. Р. Бровер.
Форма СЭЭ позволяет осуществить прорыв сквозь слой социальных отношений и интересов к деятельностному базису, культурным основаниям, определяющих ситуацию систем деятельности от уровня проектирования до уровня производства и управления. СЭЭ является не оценкой тех или иных частных проектов, а комплексной экспертизой систем деятельности, определяющих ситуацию в регионе.
Структура работ
в социально-экологической экспертизе
СЭЭ полностью состояла из двух фаз. Первая фаза проводилась в форме ОДИ, которая позволила провести анализ ситуации и выйти на проекты возможных решений. По ходу игры были произведены две экспертные оценки — экологической обстановки на Байкале и существующих сфер деятельности, а также их инерционности и сценариев возможных изменений. На втором этапе работа проводилась в экспертных комиссиях по следующим направлениям: БЦБК и принятые решения; БАМ и большие программы; национальный парк
и охрана природы; деградация земель и переорганизации сельского хозяйства; анализ информационных структур. Это позволило перейти от рассмотрения конкретных ситуаций к последовательному выделению процессов и тенденций, происходящих в регионе, и возможностей их дальнейшего развертывания.
Основные выводы
социально-экологической экспертизы
Экспертные оценки однозначно показали, что проблему Байкальского региона неправильно рассматривать и пытаться решить вне учета новой экологической ориентации в мировом развитии. Борьба за судьбу Байкала, затянувшаяся на десятки лет, отчетливо показывает, что проблема давно вышла за пределы хозяйственной или научной сферы. Несмотря на многочисленные правительственные решения, выступления ученых и широкой общественности, не происходит кардинальных сдвигов ситуации: продолжается уничтожение уникальной экосистемы озера, существующих форм культуры и жизни.

Создание в регионе образца реализации новой экологической политики и прецедента в области системной организации хозяйства, права, структур власти и способа жизни может стать практическим средством активного включения СССР в мировую политику. Экспертиза, рассмотрев и всесторонне оценив имеющиеся возможности, пришла к выводу о необходимости включения Байкала как уникального природного образования в список объектов мирового наследия.

Подобное решение предъявляет целый ряд требований и ограничений на формы хозяйствования, научной и политической жизни. Это тем более очевидно, если учесть, что, по данным экспертного анализа, сохранение уникального экологического комплекса в существующих системах деятельности, структурах власти и правовых рамках невозможно.

Тщательный анализ оснований хозяйственного механизма, изучение причин его инерционности показал антиэкологичность существующей системы производства и потребления в целом.
В частности, экспертиза установила:

1. Необходимость структурной переорганизации промышленности в пользу ресурсосберегающих производств, поддерживающих и сохраняющих экосистему;
2. Практическую нерешенность проблемы с БЦБК в существующих структурах планирования и распределения; анализ свидетельствует о том, что решения, не приводящие к изменению технологических, организационных, плановых и других систем вызывают лишь перекос источников разрушения и углубление экологической ситуации в целом. Ликвидация производства целлюлозы в Байкальске может и должна стать прецедентом разрешения такого рода экологических узлов в принципе. В соответствии с этим в ходе экспертизы предложен вариант разрешения создавшейся ситуации;
3. В области землепользования деградация земель достигла катастрофических масштабов, что требует немедленных мер по переорганизации сельского хозяйства и реабилитации, рекультивации нарушенных земель;
4. Развертывание национальных парков, как показала экспертиза, является в данном случае компромиссом, который отнюдь не решает проблему в принципе, а напротив, представляет собой замаскированную экспансию старых форм природопользования их хозяйственной деятельности.

Состояние других систем деятельности в целом аналогично и не может служить опорой для разрешения проблемной ситуации и следующего шага на пути развития.
Байкальский регион
В этих условиях процесс регионализации и путь регионального самоопределения представляется единственной серьезной альтернативой централизованному и единообразному и потому малоэффективному варианту экономических пpеобразований.

Ориентация на региональное развитие наполняет конкретным содержанием объявленную радикальную хозяйственную реформу — в полном соответствии с характером и спецификой Байкальского региона. При этом несомненно, что создание разумного многообразия форм регионального хозяйствования может стать необходимым условием развития страны.
И такой регион, как Байкальский, в силу своей уникальности должен, очевидно, в первую очередь выработать свою, качественно отличную от других, программу.

В ходе экспертизы специально анализировались разнообразные формы региональной организации хозяйства. Наиболее перспективной, имеющей реальные шансы на осуществление, признана форма регионального хозрасчета. При этом установлено, что существенное условие правильной организации процесса регионализации — сохранение существующего административно-территориального деления.

Установлено, что сведение экологических проблем лишь к охране природы и изменению технологий искажает представление о сложности ситуации и фактически дезориентирует общественное мнение. Экологическая проблема, как было показано, есть не столько проблема охраны природы, сколько проблема обеспечения качества жизни и подъема культуры населения. Реалистичность экологической региональной политики предполагает значительный подъем уровня и качества жизни.

Отличительной характеристикой Байкальского региона должно стать его превращение в плацдарм испытания новых форм организации науки, новых образцов экологического права, хозяйственной и общественной жизни.
Новый информационный порядок и право
В ходе экспертизы была выявлена назревшая необходимость в качественно иной структуре использования знаний и информации, развития наукоемких технологий, систем образования, информационного обеспечения, различных общественных сил.

Экспертиза показала, что идеология ПДК, других норм и ограничений, на которой построены существующие системы контроля за состоянием природной среды, не может решить экологической ситуации. Представления о том, что выполнение требований на ПДК позволяет сохранять природную среду, вводят в заблуждение общественность и фактически разрешают экологические преступления.

В этой связи экспертиза отметила, что ситуация вокруг озера Байкал наглядно демонстрирует постоянное смещение в сторону периферийных трудностей и ухода от подлинных, первостепенных проблем, использование заранее недостоверных либо частичных данных и информации. Вследствие чего дезинформация и неверные оценки создавшегося положения приобрели массовый характер. Признана необходимость ликвидации социально и административно закрепленной монополии на информацию. Необходим новый экологический информационный порядок, который включил бы в себя свободное распространение информации, снятие запретов на получение данных о влиянии изменений внешней среды на здоровье и качество жизни населения. Без введения такого порядка трансформация существующих систем, безусловно, невозможна.

Вопрос о реализации проектов и программ принципиального изменения ситуации упирается в неразработанность правовых основ, экологического законодательства в целом. На экспертизе выявилась необходимость разработки новых разделов права, таких, как региональное право, которое должно обеспечить возможность самоопределения региональных образований и самоуправления; экологическое право, гарантирующее воспроизводство естественных основ существования человека; право переходного периода, дающее возможность осуществлять трансформацию и качественное изменение общественных систем.
Необходим закон о Байкале
Общественные движения и задачи интенсификации культурного развития. Важной характеристикой экологической ситуации на Байкале является дальнейшее разворачивание экологических общественных движений. Движения осуществляют крайне важную социо- культурную функцию — выявляют зоны социальных и экологических напряжений, недоступных и неразрешенных в рамках действующей политической и административной системы.

Основным результатом деятельности экологических движений должно стать поднятие уровня регионального самосознания широких слоев населения. Для реализации названных проектов и программ необходима высокая концентрация в регионе культурного потенциала, представляющего основной ресурс развития. В этой связи рассматривались варианты развертывания междисциплинарных исследований, гуманитарных научных программ с привлечением международной научной общественности, возможности создания Международного экологического центра, Экологического университета нового типа, систем непрерывного экологического образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значимость выводов и результатов экспертизы будет обусловлена их дальнейшим использованием различными социальными группами. Представленность всех реально действующих в регионе сил в работе экспертизы обеспечивает качественно новую оценку ситуации, освобождая ее от частичных и искаженных взглядов, ликвидирует монополию на знания и информацию и дает потенциальную возможность последующего разворачивания региональных программ.

Экспертиза считает необходимым для наиболее полного включения результатов и выводов в общественную жизнь региона создание Общественного регионального консультативного Совета. В задачи Совета входит: публикация и распространение результатов экспертизы (в том числе приложений к акту экспертизы); развитие регионального самосознания; формирование основы для принятия разумных и обоснованных решений, отвечающих интересам региона.
Примечание
Данный акт экспертизы является результатом анализа и обобщения работы экспертов, но не выражением общей и обязательной для них точки зрения. Каждый участник социально- экологической экспертизы может иметь особое мнение, отличающееся от выводов, изложенных в акте.
БЛАГОДАРНОСТИ
Выражаем искреннюю благодарность членам и друзьям клуба «Байкальские стратегии» за проделанную работу и участие в подготовке сборника: экспертам, общественным активистам, государственным и муниципальным управленцам, политическим деятелям и деятелям образования и науки, предпринимателям и студентам. Ваши идеи, критические замечания, энергия наполнили сборник содержанием и позволили сформировать широкий общественный взгляд на ключевой фактор развития Байкальского региона. Ваши средства, собранные вами добровольно, позволили организовать эту работу и обеспечить результат.
Подготовка и оформление доклада:
Ищенко Р. В. — Соучредитель и член Совета ОО «Интеллектуальный деловой клуб "Байкальские стратегии"», Председатель ИРО ООО «Деловая Россия»

Щапов М. В. — Депутат Государственной Думы ФС РФ по округу № 93, член Комитета по бюджету и налогам

Григорьева М. В. — Председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной, гостиничной и ресторанной деятельности Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири»

Перевозников С. Г. — Инженер, серийный предприниматель, фермер, кооператор, директор «Товарищ помещик»

Творогова Е. А. — Президент молодежного благотворительного фонда «Возрождение земли Сибирской»

Казакевич А. А. — Руководитель компаний: Туроператор «Байкалов», Спорт—парк «Поляна», «Солнечная дорога», организатор экспедиции «Байкал — Аляска»

Ямова Е. В. — Генеральный директор Агентства развития территорий
«Градостроительная школа»

Данилин О. Я. — Директор негосударственного научно-исследовательского
учреждения «Сибирский институт планирования и развития туризма»

Важенина А. С. — Руководитель Экспедиционного клуба, журналист

Бородин А. Б. — Исполнительный директор ОО «Интеллектуальный деловой клуб "Байкальские стратегии"»

Колочегова А. В., Ушаков Н. В. — Дизайнеры-оформители

Скачать ДОКЛАД можно здесь